общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей), устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Рабочую программу составила Грибанова Е.И., I категория, учитель начальных классов.
Окружающий мир 3 класс.
Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова. В базисном учебном плане начального общего образования на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 – 4 классах начальной школы из Федерального компонента отводится 2 часа в неделю. На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели). В результате изучения окружающего мира в 1 – 3 классе ученик научится: - различать государственные символы России от символов других стран, различать национальные языки; различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; собирать информацию для проекта; оценивать собственное отношение к окружающему миру; классифицировать объекты природы и предметы рукотворного мира; оценивать свои достижения.различать объекты живой и неживой природы; проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы; моделировать круговорот воды в природе; составлять цепи питания; находить на карте страны – соседи России и их столицы; рассказывать по карте о различных странах; Ученик получит возможность научиться: извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона, о родном селе; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.обнаруживать связи между живой и неживой природой; составлять план рассказа и рассказывать по плану; находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения. извлекать из текста нужную информации; формулировать правила личной гигиены; понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдения соответствующих правил.извлекать из текста нужную информацию; понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её; применять изученные правила дорожного движения, правила безопасного поведения в природе. Рабочую программу составила Борисенко В.Ф., 1 категория, учитель начальных классов.
Окружающий мир 4 класс.
Аннотация к рабочей программе начального общего образования по предмету «окружающий мир» в 1-4 классах (ФГОС) УМК «Школа России» на 2014-2015 учебный год.
Целями изучения предмета «окружающий мир» в начальной школе являются: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Рабочая программа учебного предмета «окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир». Программа рассчитана на 4 года. На изучение предмета «окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов. В результате изучения курса предмета «окружающий мир»: Ученик научится: находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона; читать условные обозначения карт; использовать готовые модели и иллюстрации учебника для объяснения причины смены дня и ночи, смены времен года; находить общие и отличительные признаки природных зон России; понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе; характеризовать основные функции систем органов человека; измерять температуру, вес, рост человека; извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций; рассказывать с использованием информации из Интернета о государственной символике России; самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем в условиях коллективной работы; обмениваться сведениями о событиях в стране; пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях связанных с историей Отечества; определять последовательность событий на ленте времени; рассказывать об особенностях труда людей родного края; понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в природе; понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (вред курения, наркотиков, громкой музыки). Выпускник получит возможность научиться: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности; находить дополнительную информацию о государственной символике России, о прошлом страны и края в Интернете; заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранения своего физического и нравственного здоровья. Рабочую программу составила Скурвидас А.П., 1 категория, учитель начальных классов.
Основы религиозных культур и светской этики:
Целями изучения курса являются духовно-нравственное воспитание– педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. духовно-нравственное развитие– осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Программа разработана на основе авторской программы предмета Основы светской этики начального общего образования. А.Я.Данилюк. Программы общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 класс. Москва «Просвещение». 2012 г. Рабочая программа рассчитана на 1 год освоения , 34 ч, из расчета 1 час в неделю. Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы по Основам светской этики: Личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Метапредметные результаты: Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»; высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). Предметные результаты: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре, истории и современности России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. Рабочую программу составила Голуб Е.В., учитель истории и обществознания.
Искусство представлено двумя модулями: изобразительное искусство и музыка.
Изобразительное искусство, 1 класс
Цели:Развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно - прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка; овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуры. Рабочая программа разработана на основе авторской программы предмета «изобразительное искусство 1-4 классы» начального общего образования. Под редакцией Т.Я. Шпикаловой. Издательство «Просвещение» 2011 год. В начальной школе «изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-ой класс данной ступени обучения. Для освоения программы в 1 классе отводится 33 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю (33 учебные недели). В результате изучения предмета «изобразительное искусство» в 1 классе учащиеся научатся: Различать теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению). Учащиеся получат возможность научиться: Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства), пользоваться языком изобразительного искусства. Рабочую программу составила Грибанова Е.И., I категория, учитель начальных классов.
Изобразительное искусство 3 класс.
Цель курса: Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Б.М. Неменского. Данная программа рассчитана на 135 час и на четыре года обучения. Для освоения программы в учебном плане МОУ Новотроицкая ООШ на 2014-2015 учебный год в 1 классе выделено 33 часа (1 час в неделю из Федерального компонента, 33 учебных недели). Во 2, 3, 4 классе по 34 часа ( по 1 часу в неделю из Федерального компонента,34 учебных недели). По результатам изучения предмета «изобразительное искусство» ученик должен научится: различать основные и составные, теплые и холодные цвета; основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра); начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека; начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне; применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура; составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур; составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж) Ученик получит возможность научиться: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при посещении выставки; понимать роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений. Рабочую программу составила Борисенко В.Ф., 1 категория, учитель начальных классов.
Изобразительное искусство 4 класс.
Аннотация к рабочей программе начального общего образования по предмету «искусство (изо)» в 1-4 классах (ФГОС) УМК «Школа России» на 2014-2015 учебный год.
Целями изучения предмета «искусство (изо)» в начальной школе являются: воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. Рабочая программа учебного предмета «искусство (изо)» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по предмету «искусство(изо)» и на основе авторской программы Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство». Программа рассчитана на 4 года. На изучение предмета «искусство(изо)» в начальной школе выделяется 135 часов. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов. В результате изучения курса предмета «искусство (изо)» Ученик научится: различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений; создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России; моделировать новые формы, различные ситуации, новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Ученик получит возможность научиться: воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений; видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн в доме, на улице, в театре; высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. Рабочую программу составила Скурвидас А.П., 1 категория, учитель начальных классов.
Музыка:
Цель изучения музыки в начальной школе является – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Данная рабочая программа создана на основе авторской программы Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагиной, Издательство «Просвещение» - 2014г. Нормативный срок освоения программы 4 года, 135 часов (33 часа в 1 классе, по 34 часа – во 2-4 классах), 1час в неделю в каждом классе. В результате изучения музыки ученик научится: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах деятельности; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов; оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Получит возможность научиться формировать интерес и мотивацию к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Рабочую программу составили Скурвидас А.П., 1 категория, Грибанова Е.И., 1 категория, Борисенко В.Ф., 1 категория, учителя начальных классов.
Технология:
Технология, 1 класс
Цели: приобретение личного опыта как основы обучения и познания; первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Рабочая программа разработана на основе авторской программы предмета «технология» начального общего образования. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг. Издательство «Просвещение»2011 год. В начальной школе «технология» изучается с 1-го по 4-ой класс данной ступени обучения. Для освоения программы в 1 классе отводится 33 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю (33 учебные недели). В результате изучения предмета «технология» в 1 классе учащиеся научатся: Воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия (на примере народных традиционных ремесел России) в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве; называть основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека: гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и т.д. Организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами: бумагой, пластичными материалами, природными материалами (крупами, яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушки), тканью, ниткам, фольгой; с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, шилом; с инструментами: челнок, пяльцы (вышивание), нож (для разрезания), циркуль. Соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия; различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; при помощи учителя проводить анализ простейших предметов быта по используемому материалу, назначению; объяснять значение понятия «технология», как процесс изготовления изделия на основе эффективного использования различных материалов. Обучающиеся получат возможность научиться: Определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека; называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла; осмыслить значимость сохранения этнокультурного наследия России, видам декоративно-прикладного искусства, их особенностям, историей возникновения и развития, способом создания. Рабочую программу составила Грибанова Е.И., I категория, учитель начальных классов.
Технология 3 класс.
Цель изучения технологии в начальной школе: приобретение личного опыта как основы обучения и познания; приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Н.И. Роговцева.,Н.В. Богданова., Н.В. Добромыслова На изучение учебного предмета «технология (труд)» в начальной школе из Федерального компонента отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2—4 классах (34 учебные недели в каждом классе). В результате изучения технологии ученик научится: изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу; комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия; осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности оформлять изделия по собственному замыслу; выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий.подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия. Конструирование и моделирование. Ученик научится: выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять способ соединения;анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому образцу; частично изменять свойства конструкции изделия; выполнять изделие, используя разные материалы; анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия составлять на основе слайдового плана текстовый и наоборот. Ученик получит возможность: сравнивать конструкцию реальных объектов и конструкции изделия; соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением развертки; создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.Рабочую программу составила Борисенко В.Ф., 1 категория, учитель начальных классов.
Технология 4 класс.
Аннотация к рабочей программе начального общего образования по предмету «технология» в 1-4 классах (ФГОС) УМК «Школа России» на 2014-2015 учебный год.
Целями изучения предмета «технология» в начальной школе являются: приобретение личного опыта как основы обучения и познания; приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Рабочая программа учебного предмета «технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по технологии и на основе авторской программы Роговцевой Н.И. «Технология» Программа рассчитана на 4 года. На изучение предмета «технология» в начальной школе выделяется 135 часов. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов. В результате изучения курса предмета «технология» Ученик научится: на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи; изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условия; использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций. Ученик получит возможность научиться: прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей; создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале; пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки. Рабочую программу составила Скурвидас А.П., 1 категория, учитель начальных классов.
Физическая культура 1 класс
Цель: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Рабочая программа разработана на основе авторской программы предмета «физическая культура» начального общего образования. А.П. Матвеев. Издательство «Просвещение» 2011 год. В начальной школе «физическая культура» изучается с 1-го по 4-ой класс данной ступени обучения. Для освоения программы в 1 классе отводится 99 учебных часа из расчета 3 учебный часа в неделю (33 учебные недели). В результате изучения предмета «физическая культура» в 1 классе учащиеся научатся: выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток; играть в подвижные игры; выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; выполнять строевые упражнения. Учащиеся получат возможность научиться: здоровому образу жизни, навыку систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, взаимодействию со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований. Рабочую программу составила Климова Г.Ф., учитель физической культуры.
Физическая культура, 2-4 класс
Целью изучения предмета является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни; развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. Данная программа разработана на основании авторской программы предмета физическая культура начального общего образования. Автор А.П. Матвеева, М. «Просвещение» 2013. Программа рассчитана на трехлетний курс изучения в размере 306 часов, 102 учебных часа в год, 3 учебных часа в неделю. По окончании начальной школы учащиеся должны уметь планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга; излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизни человека; использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств; оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство; соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой; организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; характеризовать физическую нагрузку по показаниям частоты пульса; выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне; выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять и в игровой и соревновательной деятельности; выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях. Рабочую программу составили Борисенко Н.Н., высшая категория, Климова Г.Ф., учителя физической культуры.